Положение
о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы МБОУ «СОШ № 225»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки, внесения изменений и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) образовательной организации (далее – ОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в МБОУ «СОШ № 225»:
- начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – АООП НОО ОВЗ);
- основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – АООП ООО ОВЗ);
- образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП ОО с УО).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), действующими Федеральными стандартами соответствующего уровня образования;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Уставом МБОУ «СОШ № 225».
1.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, психофизических особенностей, индивидуальных возможностей, определяющая содержание и организацию образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
1.4. АООП представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также условий реализации в ОО, адаптированных для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, психофизических особенностей, индивидуальных возможностей.
1.5. АООП самостоятельно разрабатывается МБОУ «СОШ № 225» в соответствии со Стандартом, на основе примерной АООП, а также с учетом кадровых, материально-технических, финансовых условий.
1.6. АООП разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК на соответствующий уровень образования, а для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на весь период обучения. АООП реализуется в полном объеме, с учетом рекомендованных ПМПК сроков обучения и варианта программы.
АООП для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации и абилитации (далее – ИПРА) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
1.7. Основанием для разработки и утверждения АООП является:
- заявление родителей (законных представителей) об обучении по АООП и создании специальных образовательных условий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
- оригинал заключения ПМПК с рекомендациями о создании специальных образовательных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ в образовательной организации, (с указанием типа/варианта адаптированной основной общеобразовательной программы, других специальных условий обучения, воспитания).
1.8. В АООП могут быть внесены изменения и (или) дополнения в порядке, установленном настоящим Положением.
1.9. Результаты реализации АООП являются объектом внутришкольного контроля в соответствии с планом работы на текущий учебный год.
1.10. В конце учебного года заместителем директора по УВР проводится мониторинг реализации содержания АООП, включающий качественно-количественный анализ образовательных достижений освоения образовательной программы обучающимся, динамики их развития и социальной адаптации.
2. Структура и содержание адаптированной основной общеобразовательной программы
2.1. Требования к структуре и содержанию разделов АООП определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО; ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.2. АООП включает следующие разделы:
2.2.1. Целевой (пояснительная записка; планируемые результаты освоения АООП обучающимися с ОВЗ; система оценки достижений в освоении АООП обучающимися с ОВЗ).
2.2.2. Содержательный (программы отдельных учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов; программа коррекционной работы; программа духовно-нравственного развития; программа формирования универсальных учебных действий обучающихся/базовых учебных действий; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности и др.).
2.2.3. Организационный (учебный план/ индивидуальный учебный план, включающие предметную и коррекционно-развивающую области, план внеурочной деятельности; описание необходимых условий реализации АООП (кадровых, финансовых, материально-технических).
Порядок разработки и внесения изменений и (или) дополнений в адаптированные основные общеобразовательные программы
3.1. Порядок разработки АООП:
3.1.1. Порядок и периодичность разработки АООП и (или) внесения изменений в действующую АООП устанавливаются в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов или нормативов, регламентирующих образовательный процесс обучающихся с ОВЗ, а также в связи с изменениями в функционировании образовательной организации.
3.1.2. Разработка АООП включает:
- определение структуры, содержания АООП с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ, требований Стандарта, АООП на заседании психолого-педагогического консилиума ОО (ПМПк);
- создание рабочей группы, в состав которой привлекаются сотрудники МБОУ «СОШ № 225», имеющие необходимую квалификацию;
- утверждение сроков разработки АООП (не более двух недель со дня предоставления родителями (законными представителями) необходимых документов (заявления и заключения ПМПК).
3.1.3. Проект АООП рассматривается на заседании Педагогического совета, после согласования АООП утверждается директором МБОУ «СОШ № 225».
3.1.4. АООП размещается на сайте образовательной организации.
3.1.5. Образовательная организация обеспечивает реализацию АООП, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, в полном объеме.
3.2. Порядок внесения дополнений в АООП
3.2.1. Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в АООП.
3.2.2. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений могут являться:
- обновление образовательных стандартов (изменение перечня учебных предметов, их содержания и т.п.);
- изменения кадровых, материально-технических, финансовых условий реализации АООП в ОО;
- порядок функционирования ОО (режима работы, плана и реализации внеурочной деятельности и др.), системы оценивания в образовательной организации и др.
- при необходимости создания программ курсов учебных предметов и коррекционных курсов, обеспечивающих развитие, коррекцию, воспитание и социализацию обучающихся с ОВЗ, не имеющих аналога в АООП. Такие программы создаются и утверждаются в порядке дополнения/изменения при условии, если не выходят за рамки объема нагрузки обучающегося.
3.2.3. Все изменения и дополнения к АООП доводятся до сведения участников образовательного процесса, размещаются на сайте МБОУ «СОШ № 225».
Основные права и обязанности участников реализации АООП
4.1. Педагогические работники МБОУ «СОШ № 225»:
- участвуют в разработке и обсуждении отдельных содержательных разделов АООП (рабочих учебных программ курсов, модулей);
- участвуют в адаптации системы оценки образовательных достижений освоения АООП;
- участвуют в оценке выполнения и корректировки АООП.
4.2. Методический совет МБОУ «СОШ № 225»:
- разрабатывает основное содержание АООП: рассматривает и обсуждает рабочие программы учебных предметов, курсов;
- участвует в мониторинге реализации программы, обсуждает его итоги, вносит коррективы в АООП на очередной учебный год;
- разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами образования.
4.3. Администрация МБОУ «СОШ № 225»:
- организует процедуру формирования, обсуждения и утверждения АООП;
- участвует в разработке и обсуждении АООП;
- осуществляет контроль выполнения АООП и производит оценку достижений отдельных результатов ее выполнения;
- организует проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по итогам выполнения АООП;
- обеспечивает условия для реализации АООП.
4.4. Родители (законные представители):
- формулируют запрос администрации на индивидуализацию содержания АООП для конкретного ученика;
- участвуют в оценке выполнения Программы. |