ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В МБОУ «СОШ № 225»
1. Общие положения
-
1.1. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» каждый ребенок имеет право на получение образования. Детям с ограниченными возможностями (особыми образовательными потребностями) необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку для достижения социального и личного благополучия через доступное обучение и воспитание. Под лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются как дети-инвалиды, так и дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения.
Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
1.2. Инклюзивная практика реализуется в МБОУ «СОШ № 225» (далее ОО) с целью создания условий для реализации доступного и личностно-ориентированного образования детей с различными образовательными потребностями.
1.3. Задачи инклюзивной практики:
- создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- создание педагогической системы, ориентированной на реализацию потребностей ребёнка и его семьи;
- обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности;
- формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
2. Организация учебного процесса
2.1. Инклюзивная практика реализуется в МБОУ «СОШ № 225» на основании приказа директора образовательного учреждения.
2.2. В своей деятельности образовательное учреждение, реализующее инклюзивную практику, руководствуется нормами Закона «Об образовании в РФ», настоящего положения, Устава ОО, а также нормами международного и российского законодательства.
2.3. Для реализации инклюзивной практики в школе оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы.
2.4. Зачисление в класс детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с Уставом ОО, с согласия родителей и по рекомендации ПМПК города Заречного, комплектующего инклюзивные ОО (далее – ПМПК).
2.5. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе является организация психолого-медико-педагогического консилиума для проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательный процесс.
2.6. Содержание образовательного процесса в классах, реализующих инклюзивную практику, определяется адаптированными основными образовательными программами, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми ОО самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ.
2.7. Индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ разрабатывается и утверждается психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения (далее ПМПк) на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Индивидуальный учебный план ребенка является приложением к договору, заключаемому между администрацией ОО и родителями (законными представителями) ребенка.
2.8. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, заявлений родителей (законных представителей), ПМПК. В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются:
- необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательных отношениях;
- организация индивидуального режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
- организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями;
- организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;
- организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, другими специалистами.
2.9. Перевод детей с особыми образовательными потребностями в следующий класс осуществляется на основании решения ПМПк школы.
2.10. Выпускникам выдается в установленном порядке документ об образовании при успешном прохождении итоговой аттестации.
2.11. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе является наличие следующих специалистов:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- педагог дополнительного образования;
- социальный педагог.
3. Взаимодействие образовательной организации, реализующей инклюзивную практику с ресурсными центрами
3.1. Общеобразовательная организация (ОО) в процессе реализации инклюзивной практики в своей деятельности взаимодействует с Центром ППМС Пензенской области.
3.1.1. Центр ППМС Пензенской области осуществляет психолого-педагогическое сопровождение инклюзии и выработку рекомендаций по поводу дальнейшего обучения детей с ОВЗ.
3.2. Общеобразовательное учреждение (ОУ) взаимодействует с муниципальной ПМПК.
3.2.1. Муниципальная ПМПК осуществляет следующие функции:
- Обеспечение квалифицированной медико-психолого-педагогической оценки особенностей и динамики развития детей с ОВЗ по запросу школы, с согласия родителей (законных представителей).
- Организация консультирования сотрудников школы по вопросам совместного обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.
- Обеспечение рекомендациями по созданию оптимальных условий организации образовательных отношений детей с ОВЗ, детей с инвалидностью.
|