Положение
об организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МБОУ «СОШ № 225»
I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение об организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Уставом МБОУ «СОШ № 225».
1.2.Настоящее Положение утверждено с учетом мнения совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ОО.
1.3. В целях реализации гарантированных прав граждан на получение общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее — с ограниченными возможностями здоровья), МБОУ «СОШ № 225» создает необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования детьми-инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
1.5. Цель интегрированного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
1.6. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме индивидуального обучения независимо от вида ограничений здоровья.
1.7. Интегрированное обучение организуется:
1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения (инклюзивное обучение);
2) посредством функционирования класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении для детей, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья.
1.8. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами, при отсутствии ограничений в заключении областной ПМПК.
II. Организация обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе.
2.1. При организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы адаптированные программы обучения и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения.
2.2. Специальная помощь обучающимся, поступившим на интегрированное обучение оказывается на психолого–медико-педагогическом консилиуме на базе школы.
2.3. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОО на интегрированную форму обучения осуществляется на основании рекомендаций областной ПМПК по выбору образовательной программы и формы обучения при наличии заявления родителей (законных представителей) и оформляется договором с родителями (законными представителями) и приказом руководителя образовательного учреждения.
2.4. Наполняемость класса в рамках инклюзивного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-4 человек.
2.5. Целесообразно включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в работу группы продленного дня (по показаниям).
2.6. При организации интегрированного обучения школа обязана:
— обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в интегрированное обучение (обеспечить наличие педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога);
— иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
— осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— следовать рекомендациям, содержащимся в заключение областной ПМПК, выполнять требования адаптированных основных общеобразовательных программ.
III. Образовательный процесс.
3.1.Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательном учреждении по адаптированным основным общеобразовательным программам (в отдельных классах для детей с ОВЗ), либо по адаптированным общеобразовательным программам (при обучении совместно с детьми без нарушений здоровья). В ОО создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
3.2. Образовательная организация обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа учителей, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ.
3.3. Образовательная организация несет ответственность за реализацию права граждан на получение бесплатного образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
3.4. Нормативная продолжительность обучения в каждом классе составляет один учебный год. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены. Основанием для увеличения сроков освоения образовательных программ могут быть рекомендации психолого – медико — педагогической комиссии. Основным принципом организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения является обеспечение щадящего режима проведения занятий.
3.5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут объединяться в специальные группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками для проведения мероприятий воспитательного характера.
IV. Организация индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не посещающих образовательную организацию.
4.1. Образовательная организация обеспечивает получение образования детьми-инвалидами, поступившими в образовательную организацию начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При невозможности осуществлять обучение и воспитание детей-инвалидов в школе, образовательная организация обеспечивает с согласия родителей обучение детей-инвалидов по основной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
4.2 Порядок и условия организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяются договором между школой и одним из родителей (законных представителей) обучающегося. Основанием для организации такого обучения является медицинское заключение.
4.3. Индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям осуществляется в течение одного года, по истечении которого проводится повторное освидетельствование.
4.4. При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образовательное учреждение реализует программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
V. Гарантии, предоставляемые обучающимся с ограниченными возможностями.
5.1. Образовательная организация обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
5.2. Образовательная организация оказывает психолого-педагогическую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическая помощь в образовательном учреждении оказывается педагогом-психологом и социальным педагогом. Образовательная организация осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей, и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей.
5.3. Образовательная организация предоставляет обучающимся следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
— обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации;
— право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в МБОУ «СОШ № 225», и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
— оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательствомв сфере охраны здоровья;
— определение оптимальной учебной, внеурочной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
— организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
— прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
— обеспечение профилактики несчастных случаев и безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
5.4. Образовательная организация при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
5.5. Образовательная организация проводит консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную, не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность, в том числе осуществляет организацию отдыха и оздоровления обучающихся в детском оздоровительном лагере на базе МБОУ «СОШ № 225».
VI. Итоговая аттестация.
6.1. Результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ фиксируются в классных журналах.
6.2.Результаты освоения обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении, общеобразовательных программ, фиксируются в классных журналах для индивидуального обучения.
6.3. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по адаптированным программам сдают экзамен или проходят собеседование (по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения) по трудовому обучению, и получают свидетельство установленного образца. Государственная итоговая аттестация для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.
6.4. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и форме индивидуального обучения и успешно освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения, получают документ об образовании государственного образца.
VII. Кадровое обеспечение образовательного процесса
7.1. Организация обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ.
7.2. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.
7.3. Для работы в классах интегрированного обучения назначаются педагоги, прошедшие специальную курсовую подготовку. |