Суббота, 27.04.2024, 01:00
Гость | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная
школа №225"
442960, Пензенская обл.,г. Заречный, ул.Ленина,7

Главная | Выход
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школьные новости

Положение о нормах моральной этики педагога
17.11.2014, 10:41

ПОЛОЖЕНИЕ

О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 225»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (принятой 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей (принятой на третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International) состоявшемся 25-29 июля 2001г в Йомтиене, Тайланд).

1.2. Настоящее Положение дополняет правила, установленные законодательством РФ об образовании.

1.3. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника школы.

1.4. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.

1.5. Настоящее Положение служит целям:

  • повышения доверия граждан к школе;
  • установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
  • содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников школы;
  • регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
  • воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

1.6. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.

1.7. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом каждого педагогического работника школы и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

1.8. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника школы поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.

1.9. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в школе, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.

2. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью

2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:

  • законность;
  • объективность;
  • компетентность;
  • независимость;
  • тщательность;
  • справедливость;
  • честность;
  • гуманность;
  • демократичность;
  • профессионализм;
  • взаимоуважение;
  • конфиденциальность.

2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

  • оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы школы;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как школы в целом, так и каждого педагогического работника;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению  должностных обязанностей;
  • уведомлять администрацию школы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
  • проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на школу социальных функций;
  • принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию;
  • обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
  • поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
  • не терять чувство меры и самообладания;
  • соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
  • постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
  • поддерживать порядок на рабочем месте;
  • соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.

2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

  • ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
  • грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
  • содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
  • логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
  • доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
  • лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
  • уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету школы;
  • пренебрежительных отзывов о деятельности своей школы или проведения необоснованных сравнений ее с другими школами;
  • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
  • проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
  • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
  • грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам.

2.5. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

2.6. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

2.7. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов школы в целом.

2.8. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию школы по урегулированию споров за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

 

3. Обязательства педагогических работников перед учащимися

3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с учащимися:

  • признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
  • сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
  • стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия его потенциала;
  • выбирают такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
  • при оценке поведения и достижений учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
  • проявляют толерантность;
  • защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
  • принимают все возможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;
  • осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
  • прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
  • вселяют в них чувство того, что они являются частью общества, где есть место для каждого;
  • стремятся стать для них положительным примером;
  • гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент.

3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
  • оценки их личности и личности их законных представителей;
  • предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
  • предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей учащихся;
  • отказа от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки учащихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для обеих сторон);
  • требовать дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
  • проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;
  • употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
  • курить в помещениях и на территории школы.

 

4. Обязательства педагогических работников перед родителями учащихся

4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей учащихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.

4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями учащихся должны:

  • помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их мнение о педагогических работниках и о работе школы в целом;
  • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
  • выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
  • начинать общение с приветствия;
  • выслушать обращение, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
  • разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
  • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогические работники не должны:

  • заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
  • перебивать их в грубой форме;
  • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
  • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
  • разглашать высказанное учащимися мнение о своих законных представителях;
  • переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и достижений их детей.

4.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы.

4.5. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

4.6. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя учащегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

5. Обязательства педагогических работников перед коллегами

5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

  • поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;
  • помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами школы;
  • поддерживают и продвигают их интересы.

5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

  • пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
  • предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
  • обсуждения их недостатков и личной жизни.

6. Обязательства педагогических работников перед администрацией школы

6.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.

 

 

7. Обязательства администрации школы перед педагогическими работниками

7.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в школе благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.

7.2. Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

7.3. Представителям администрации следует:

  • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
  • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
  • помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
  • регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
  • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
  • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
  • способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности школы с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;
  • оставаться скромным в потребностях и запросах как на работе, так и в быту.

7.4. Представитель администрации не имеет морального права:

  • перекладывать свою ответственность на подчиненных;
  • использовать служебное положение в личных интересах;
  • проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
  • создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
  • обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;
  • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений;
  • демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
  • оказывать моральное покровительство своим родственникам и близким людям, по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности;
  • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

8. Контроль за соблюдением настоящего Положения

8.1. Для контроля за соблюдением настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора создается Комиссия по урегулированию споров (далее - Комиссия). В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.

8.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, Уставом школы, настоящим Положением и Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ «СОШ № 225».

9. Ответственность за нарушение настоящего Положения

9.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

Категория: Школьные новости | Добавил: CMM
Просмотров: 1514 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск